Постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий

  • Постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий
  • Постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий
  • Постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий
  • Постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий
  • Постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий

Версия для печати

Постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

     Для принятия на учет по улучшению жилищных условий гражданин должен подать в жилищный орган по своему месту жительства заявление. Помимо этого гражданин, а также члены его семьи обязаны предоставить сведения о своих правах на иные жилые помещения, а также о гражданско-правовых сделках, совершенных с жильем за пять лет, предшествующих постановке на учет (п.

18 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, утвержденного Постановлением Московской городской Думы от 31 января 2001 г. N 12).      Согласно п.

23 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве граждане подлежат постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по истечении пяти лет после совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий, в результате которых размер жилой площади, приходящейся на каждого проживающего, стал менее учетной нормы.

К подобным действиям относится, в частности, вселение иных лиц в результате изменения состава семьи.      В отношении вселения по месту жительства супруга, детей и престарелых родителей п. 23.1 Положения устанавливает особые правила.

Не считается ухудшением жилищных условий вселение таких лиц, если до вселения они:      — не имели жилья в пользовании, в том числе на праве собственности;      — обладали правом пользования жильем, но не были обеспечены им по норме предоставления;      — обладали правом пользования жильем, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания;      — безвозмездно передали жилье, находившееся в их пользовании (в том числе на праве собственности), органам государственной власти или органам местного самоуправления в установленном законом порядке либо жилое помещение было изъято этими органами для государственных или муниципальных нужд. Согласно п. 18 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, утвержденного Постановлением Московской городской Думы от 31 января 2001 г. N 12, для принятия на учет по улучшению жилищных условий гражданин обязан подать в жилищные органы по месту своего жительства (жилищная комиссия при районной управе) заявление, к которому прилагаются следующие документы:      — выписка из домовой книги;      — копия финансового лицевого счета;      — справки бюро технической инвентаризации;      — справки учреждений здравоохранения и другие документы, имеющие значение для решения данного вопроса.      Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поступившее заявление гражданина проверяется в органах местного самоуправления общественной комиссией по жилищным вопросам. По результатам обследования составляется акт проверки жилищных условий, в котором должно быть указано, в частности, в каком доме находится жилое помещение, размер занимаемого жилого помещения, количество комнат, степень благоустройства дома (жилого помещения). В акте указываются все граждане, поставленные на регистрационный учет. Жилищная районная комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит главе управы рекомендательное предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет органу местного самоуправления. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца. О принятом решении гражданам сообщается в письменной форме. Принятые на учет граждане включаются в книги учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые ведутся в органах местного самоуправления как документы строгой отчетности по установленной форме. На каждого гражданина, принятого на учет, заводится учетное дело, которое содержит все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет. При наличии у гражданина или членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Согласно п. 13 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, утвержденного Постановлением Московской городской Думы от 31 января 2001 г. N 12, граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они проживают в Москве и занимают:      1) жилые помещения размером менее 10 кв. м общей площади на одного человека;      2) отдельные квартиры, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при условии, что на каждого проживающего приходится менее 10 кв. м общей площади с учетом права каждого больного на пользование дополнительной площадью в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и г. Москвы.      Согласно п. 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901 основаниями признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являются:      1) обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов России;      2) проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;      3) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно и т.д.      Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных российским законодательством. Инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством РФ. Указанное право учитывается при постановке на учет для улучшения жилищных условий и при предоставлении жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда.      Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан. Если гражданин имеет право состоять на учете по нескольким основаниям (например, как малоимущий и как относящийся к определенной федеральным законом или законом субъекта РФ категории), то он имеет право выбора, по какому из этих оснований или по всем основаниям быть принятым на учет.      Следует иметь в виду, что в случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.      Заявление о принятии на учет подается вместе с документами, подтверждающими право соответствующих граждан состоять на учете. Орган, осуществляющий принятие на учет, выдает гражданину, подавшему заявление, расписку в получении этих документов с указанием даты и перечня документов.      Решение о принятии на учет или об отказе в этом должно быть принято по результатам рассмотрения заявления и иных представленных в соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления указанных документов гражданином.      Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление, документ, подтверждающий принятие такого решения. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.      Согласно ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:      1) не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы;      2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;      3) не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок (пять лет со дня совершения намеренных действий, в результате которых ухудшились жилищные условия заявителя).      Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа.      Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему заявление, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано в судебном порядке.      Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.

     Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случаях:

     1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;      2) утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма;      3) выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;      4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;      5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;      6) выявления в представленных ими документах, послуживших основанием принятия на учет, сведений, не соответствующих действительности, а также выявления неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (ст. 56 ЖК РФ).      Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на учет, не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Читайте также:  Отказ от земельного участка, находящегося в собственности

     В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением следующих случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

     1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;      2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;      3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.      Гражданам, состоящим на учете, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых они приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решений.      Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований ЖК РФ, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.      По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.      Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном ч. 4 ст. 59 ЖК РФ. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.      Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в ч. 8 ст. 57 ЖК РФ, устанавливается законодательством субъектов РФ. При предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия (ч. 1 ст. 58 ЖК РФ).

     Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний.

Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал:

Как встать в очередь на улучшение жилищных условий в Москве?

Постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условийОчередь на улучшение жилищных условий в Москве

Всем известно, что сейчас в Москве очень дорогое жилье. Многие ее жители не имеют возможности собственными силами купить квартиру и тем самым улучшить свои жилищные условия. Хорошо еще, что некоторым категориям населения город предоставляет возможность увеличения жилой площади для проживания. Наиболее реальным из них является заключение договора социального найма. Получить в столице муниципальное жилье довольно трудно, но все-таки возможно. Учитывая, что в Москве в 2017 году запланирована масштабная программа сноса пятиэтажек, данная тема приобретает особый интерес. В связи с этим, мы решили разобраться, как встать в очередь на улучшение жилищных условий в столице?

Улучшение жилищных условий только для москвичей

Постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условийМосковская прописка

Важно помнить, что в очередь на улучшение жилищных условий может встать далеко не каждый житель Москвы. Для этого необходимо соответствовать нескольким критериям, наиболее важным среди которых является проживание в городе не менее десяти лет. Все эти годы вы должны быть зарегистрированы (!!!) по месту жительства. Однако, кроме факта прописки, еще нужно доказать нуждаемость вашей семьи в улучшении жилищных условий. Если все это есть, значит, вы соответствуете одному из условий получения в наем муниципального жилья.

Интересно, что норма, требующая 10-летней прописки, в свое время вызвала недовольство граждан, которые проживали в Москве без прописки. Они считали это нарушением конституционных прав каждого гражданина на выбор места жительства и свободу перемещения.

Пытаясь отстоять свои права, граждане неоднократно подавали в суды иски, в которых выдвигалось требование отмены этой нормы. Суды удовлетворили иски граждан, а норма, требующая обязательной 10-летней прописки для постановки на учет, была отменена.

Тем не менее, в 2003 году эта норма снова была внесена в Закон об улучшении жилищных условий и действует по настоящее время.

Многие юристы считают, что эта восстановленная норма также не соответствует Конституции России и федеральным законам. Сейчас может быть подан повторный иск с целью ее отмены, но процесс пока никем не инициирован. Норма все так же активно применяется на практике муниципальными органами.

Причем чиновники в качестве подтверждения проживания требуют только прописку, не принимая во внимание никакие другие доказательства, например, показания свидетелей.

Разумеется, это явное нарушение действующего законодательства Российской Федерации, но пока нет конкретного судебного решения по данному вопросу, действия муниципальных чиновников являются правомерными.

Мало квадратных метров на одного члена семьи

Постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условийМосковские “хрущевки”

Второе важное условие для получения муниципального бесплатного жилья – это неблагоприятные жилищные условия вашей семьи. Чтобы соответствовать этому условию, на каждого проживающего должно быть меньше десяти квадратных метров жилой площади. Если же каждый член семьи располагает жилым пространством сверх этой нормы, то жилищные условия семьи признаются удовлетворительными, а семья – не нуждающейся в их улучшении за счет государственных средств. Для тех, кто живет в коммунальных квартирах нормы жилплощади несколько выше -15 квадратных метров, так как их жилье, в сравнении с квартирами для отдельной семьи, считается не совсем комфортным.

Вместе с тем, на практике встречается множество случаев, когда постановка в очередь на улучшение жилищных условий производится без учета общих квадратных метров, приходящихся на одного члена семьи. В основном это происходит:

  • в случаях совместного проживания в квартире со смежными комнатами или однокомнатной квартире лиц, которые не находятся в родственных связях между собой;
  • если жильем являются непригодные для жизни помещения, такие как аварийные дома, или дома, на которые постоянно или периодически воздействуют вредные факторы;
  • если жильем являются дома или квартиры, имеющие коридорную планировку, а также помещения без водопровода холодной и горячей воды, канализации, газо- и электроснабжения, централизованного отопления;
  • при проживании в общежитиях, кроме граждан с временной пропиской;
  • при проживании в коммуналках с лицами, которые страдают от хронических заразных заболеваний, если врачи признали такое совместное проживание опасным для других жильцов;
  • граждане, проживающие в одной квартире, не имеющей изолированных комнат, вместе с больными хроническими заразными заболеваниями.

Кроме того, имеющими право встать в очередь на улучшение жилищных условий признаются граждане, которые больше сорока лет имеют московскую прописку и проживают в коммуналках.

Встаем в очередь на улучшение жилищных условий

Встать в очередь на улучшение жилищных условий можно по месту жительства. Проживание в определенном районе Москвы может быть подтверждено наличием регистрации в этом районе постоянного места жительства, то есть пропиской. Для того, чтобы стать на учет, нужно обратиться в жилищное управление с письменным заявлением, в котором должно быть указано:

  • какими жилищными условиями располагаете вы и ваша семья;
  • сколько лет вы и ваша семья проживаете в Москве;
  • какие льготы на получение муниципального жилья имеете вы и ваша семья;
  • статус вашей семьи – молодая семья, многодетная и т.д.
  • согласие на проверку для лиц, которые желают встать в очередь на улучшение жилищных условий.

При подаче заявления с указанными выше данными необходимо приложить следующие документы:

  • паспорт гражданина, желающего встать в очередь;
  • выписку из домовой книги для включения в очередь;
  • план квартиры;
  • справку об отсутствии или наличии собственности у гражданина, желающего встать в очередь на улучшение жилищных условий.

После того, как все эти документы поданы в соответствующие инстанции, гражданин считается вступившим в очередь на получение муниципального жилья в Москве.

Образец заявления на улучшение жилищных условий

Как добиться улучшения жилищных условий?

Каждая семья или гражданин мечтают об улучшении условий проживания – расширение жилплощади, переезд в благоустроенное помещение, переселение из аварийного дома.

Помимо использования семейных сбережений или ипотечного кредита, в ряде случаев можно претендовать на выделение недвижимости за счет государства или местных властей.

Для этого нужно соблюсти требования ЖК РФ и местных нормативных актов – пройти учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Кто имеет право на улучшение жилищных условий?

Постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий

Желание переехать в новое жилье или расширить жилплощадь за счет государства должно соответствовать требованиям ЖК РФ. Прежде всего, необходимо признание нуждающимся в улучшении жилищных условий – потребуется подтвердить факт отсутствия жилья либо несоответствия условий проживания законодательным нормативам.

Обратимся к ст. 51 ЖК РФ, в которой зафиксированы все критерии для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий. На постановку в очередь можно рассчитывать при следующих обстоятельствах:

  • отсутствие недвижимости в собственности или по соцнайму, т.е. у заявителей попросту нет квартиры или иного объекта для постоянно размещения;
  • если уровень обеспечения жилплощадью в квартире ниже учетной нормы;
  • если помещение не отвечает нормативным критериям, т.е. является непригодным;
  • если среди жильцов есть больной, чье заболевание включено в специальный федеральный реестр, а в квартире проживает несколько семей.

Обратите внимание!

Подтверждение указанных обстоятельств является обязанностью граждан, подающих заявление. Местные власти будут проверять основания только по факту поступления документов.

Если у граждан нет ни одного объекта недвижимости для размещения, они однозначно нуждаются в улучшении жилищных условиях и без проблем будут поставлены на учет. Сложнее определить факт несоблюдения учетной нормы жилплощади, для этого учитываются следующие правила:

  • под учетной нормой понимается минимальный предел площади, превышение которого не дает права на постановку в очередь (как правило – 6 кв. м на человека);
  • размер этого показателя утверждается на уровне местных властей, поэтому даже для соседних населенных пунктов он может отличаться;
  • указанная норма не может превышать минимальный размер площади для предоставления жилья, т.е. 18 кв. м на одного члена семьи.
Читайте также:  Как выполнить демонтаж торца стены правильно?

Важное правило – для уровня обеспеченности учитываются все объекты недвижимости, принадлежащие по праву собственности или соцнайма.

Перечисленные выше обстоятельства зафиксированы на федеральном уровне и не могут произвольно изменяться региональным или местным законодательством. Однако субъекты РФ и местные власти вправе утверждать собственные программы – в форме выделения квартир отдельным категориям граждан (например, многодетным семьям), субсидий, средств на условиях софинансирования и т.д.

Переселение из аварийного жилья

Одним из критериев для постановки на учет является несоответствие жилья законодательным нормативам. Такие требования перечислены в Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 № 47. Аварийность здания, в котором находится помещение, подразумевает непригодность для проживания.

Для положительного решения вопроса о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий по этому критерию учитываются следующие правила:

  • аварийность связана с существенным повреждением или разрушением несущих конструкций и элементов здания;
  • установление этих обстоятельств происходит в комиссионном порядке, путем обследования дома, проведения экспертиз и составления акта;
  • для признания дома или помещения аварийным местные власти издают постановление на основании акта комиссии.

Обратите внимание!

Сам факт ветхости жилья по причине значительного износа не является признаком аварийности. Кроме того, аварийность подразумевает невозможность восстановления здания с помощью капитального ремонта.

Таким образом, проживание в аварийном объекте недвижимости является законным основанием для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, даже если размер жилплощади соответствует учетной норме. Переселение из аварийного жилья происходит по федеральным и региональным программам, в том числе путем выделения субсидий из бюджета.

Получение субсидии на улучшение жилищных условий

Выделение субсидий на покупку или ремонт недвижимости предусмотрено федеральной программой «Жилище». Выделение средств происходит только при подтверждении факта постановки на учет, а после получения субсидии семья будет исключена из очереди.

Вот по каким правилам выделяются субсидии на улучшение жилищных условий:

  • обратиться за выделением бюджетных средств может семья, которая фактически состоит в очереди;
  • документы подаются через местные властные органы (муниципалитеты или районные администрации);
  • выделение средств происходит только в рамках бюджетного финансирования на текущий календарный год, т.е. граждане не смогут получить деньги сразу после постановки в очередь.

Обратите внимание!

Самостоятельные программы субсидирования утверждаются региональными и местными властями, их содержание может существенно отличаться.

В частности, за счет бюджета субъектов РФ происходит выделение субсидий для молодых семей, отвечающих критериям по возрасту и уровню обеспеченности жилплощадью. В большинстве регионов молодой семьей признаются супруги, если их возраст не достиг 35 лет.

В отдельные категории льготников, имеющих право на внеочередное или первоочередное выделение субсидий, включаются:

  • ветераны ВОВ или боевых действий;
  • граждане, размещенные в ветхих и аварийных домах, а также зданиях, которые собираются сносить;
  • инвалиды различных групп, имеющие справку МСЭК;
  • многодетные семьи (для них предусматривается возможность получить и земельный участок для возведения собственного дома);
  • воспитанники детских домов, достигшие возраста 18 лет.

Точный перечень льготников нужно уточнять в отделах соцзащиты населения или администрации МО. Субсидия может быть реализована на покупку или ремонт жилья, реконструкцию дома с увеличением жилплощади и т.д.

Куда обращаться за улучшением жилищных условий?

Постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий

Заявление на улучшение жилищных условий подается в муниципалитет по адресу проживания. Исключение сделано только для некоторых категорий граждан (например, для военнослужащих, уволенных в запас без предоставления жилья, и т.д.). В состав документов нужно включить:

  • заявление, подписанное каждым членом семьи (за детей подпись ставят законные представители – родители, опекуны и т.д.);
  • документ, подтверждающий наличие в собственности или пользовании объекта, не соответствующего норме;
  • акт о непригодности помещения для проживания;
  • постановление о признании дома аварийным;
  • справка о регистрации по месту жительства;
  • паспорт и свидетельство о рождении на каждого заявителя;
  • свидетельство о браке.

По факту получения указанных бланков и форм заявителю сообщается регистрационный номер, а постановка на учет происходит путем издания постановления главой муниципалитета.

Заявление на улучшение жилищных условий

Юридическим основанием для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий выступает заявление. В тексте этого документа, адресуемого в муниципалитет, нужно указать следующие данные:

  • полный состав лиц, претендующих на учет;
  • список объектов недвижимости, принадлежащих гражданам на праве собственности или соцнайма;
  • основание, по которому заявители просят признать их нуждающимися в улучшении жилищных условий (аварийность объекта, несоответствие учетной норме и т.д.);
  • личные подписи всех заявителей.

В большинстве регионов составить и подать заявление можно не только в местной администрации, но и через МФЦ.

Заявление о постановке на учет рассматривается в течение 30 дней. Однако при проверке документов могут выявляться основания для отказа в удовлетворении заявления. К числу таких обстоятельств относятся:

  • несоответствие критериям, указанным в ст. 51 ЖК РФ и муниципальных актах;
  • недостоверные сведения, представленные заявителями (умышленное сокрытие квартиры, принадлежащей одному из членов семьи и т.д.);
  • устранение оснований для постановки на учет (например, завершение капитального ремонта дома и снятие статуса аварийности);
  • умышленное ухудшение условий для постановки на учет (например, продажа собственно жилья в пределах 5 лет до обращения).

Об отказе выносится мотивированное решение, которое можно обжаловать через суд.

Резюме

  • Чтобы получить жилье за счет государства или муниципалитета, нужно подать заявление о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.
  • Основанием для учета является отсутствие жилья, несоответствие учетной норме, непригодность квартиры или дома для проживания, наличие заболевания по федеральному перечню.
  • Одним из вариантов улучшения условий является выделение бюджетной субсидии – ее можно направить на покупку или ремонт квартиры и частного дома.

Как встать на очередь на улучшение жилищных условий в 2020 году: куда обращаться, необходимые документы

Постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий

При появлении необходимости, в России есть возможность встать на очередь на улучшение жилищных условий. Такое право устанавливается статьей 2 ЖК РФ для каждого гражданина, имеющего количество жилых метров на каждого члена семьи меньше, чем предусмотрено учетными стандартами. Каждый регион предусматривает свои нормы предоставления жилья.

Как можно улучшить жилищные условия?

Возможность улучшения жизни российских семей предусматривает различные федеральные проекты, позволяющие социально незащищенным категориям лиц получать существенную государственную помощь в сфере обеспечении жилыми объектами или предоставления финансовой помощи для проведения ремонтных работ, реконструкции либо возведения собственного дома.

Кроме этого, в соответствии с требованиями программы нуждающиеся люди вправе оформлять кредиты на льготных условиях, средства которого можно направить только на улучшение жилплощади.

Как участвовать в программе улучшения жилья?

Статьей 51 ЖК РФ установлен перечень оснований, при наступлении которых возникает право включения в очередность. К ним относятся:

  1. У гражданина нет собственного жилья либо находящегося в социальной аренде. Такое условие затрагивает не только заявителя, но и других членов его семьи. Причем аренда предусматривается только коммерческая.
  2. Лицо выступает в качестве нанимателя арендного жилого объекта по соглашению о найме. При этом жилая площадь составляет величину менее установленного норматива для определенного субъекта государства.
  3. Недвижимый объект, являющийся собственностью, не отвечает санитарным стандартам или пожарной безопасности, то есть признано в аварийном состоянии либо внесен в программу сноса ветхого жилья.
  4. Заявитель живет в квартире, где проживает ещё одна семья и в ней есть заболевший человек с открытой формой болезни, которой можно заразиться и проживание с ним категорически запрещено.
  5. Жилое помещение должно быть величиной не менее 10 кв.м. В ситуации, когда несколько членов семейства являются квартиросъемщиками по разным соглашениям о найме, то норма исчисляется на 1 человека в суммарном объеме всех недвижимых объектов.

В семью нанимателя жилья входят супруг, родители и его дети, другие родственники, а также люди, проживающие на данной площади и ведущие общее хозяйство.

Жилищный норматив

Норма жилья должна учитывать следующие нюансы:

  • Метраж на одного жильца не может составлять меньше 6 кв.м., это минимальная величина жилого пространства;
  • Аварийные условия для проживания в объекте;
  • Наличие в квартире лиц, имеющих тяжелые формы хронических заболеваний, ветераны ВОВ и прочие льготные категории субъектов.

Надо отметить, что при переселении в другое помещение гражданин не может получить площадь меньшего метража либо с ухудшенными условиями.

Важно знать! Устанавливаются различные нормы жилья для разных районов проживания. Например, в Москве действует норматив на одно лицо в коммунальной квартире не меньше 15 кв.м.

Если же жилплощадь представляется нуждающимся лицам, то в среднем по стране складываются следующие стандарты:

  • На 1 человека выделяются 18-32 кв.м.;
  • На 2 — 32-44 кв.м.;
  • На 3 и более — 44-52 кв.м.

Необходимая норма жилья может варьироваться в зависимости от среднего уровня жизни конкретного региона. Кроме того, должен учитываться и формат предоставляемого жилья, будь то общежитие, коммуналка или полноценная квартира.

Кто может рассчитывать на предоставление льгот?

В настоящее время круг граждан, имеющих возможность встать в очередь в льготном порядке, очень ограничен. Жилищное законодательство устанавливает такое право лишь для малоимущих семей. Но приобрести такой статус не трудно. Достаточно обратиться с необходимой документацией в отдел соцзащиты населения, территориально расположенного по месту проживания заявителя.

Кстати, важным требованием для занесения на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий является подтвержденный факт проживания в конкретном регионе больше 10 лет. А последние из них лицо должно жить в непригодной для нормального существования квартире более 5 лет.

Воспользоваться правом улучшения жилья без внесения в очередность вправе отдельные категории граждан. Это лица, у которых:

  • Есть серьезные заболевания. Например, расстройства психики, туберкулез, ВИЧ и прочие;
  • Жилплощадь признана в установленном порядке непригодной для проживания;
  • Нет собственного жилья в силу веских причин. К ним относятся граждане, потерявшие опекуна, совершеннолетние воспитанники детдомов и прочее.

Социальная помощь может выражаться в различных государственных программах, предусматривающих как предоставление жилплощади, так и улучшение условий жизни семьи путем выдачи льготной ипотеки, субсидий, компенсаций и т.д.

Куда необходимо обращаться?

Заявление о включении в очередь на улучшение условий проживания подается в территориальный муниципалитет в месте регистрации субъекта либо официального трудоустройства. Категорически запрещено вставать в разные очереди одновременно. Если претендентом на увеличении жилплощади выступает недееспособное лицо, то такую процедуру осуществляют его представители, установленные законом.

Читайте также:  Лицензирование риэлторской деятельности в россии

Требуемая документация

Для регистрации в статусе нуждающегося в помощи в улучшении жилищных условий потребуется подготовить пакет определенных документов. Постановка в очередь осуществляется после представления следующего перечня документов:

  • Заявление установленной формы;
  • Гражданский паспорт обратившегося лица;
  • Технический план помещения, составленного БТИ;
  • Справка о наличии задолженности по внесению платежей за коммунальные услуги;
  • Информация из домовой книги о прописанных лицах;
  • Справочные сведения, подтверждающие статус малоимущего;
  • Выписка, подтверждающая либо опровергающая наличие прав собственника на недвижимый объект;
  • Справки, подтверждающие наличие тяжких заболеваний, статуса сироты, удостоверения участников всевозможных войн и другое.

Список необходимой документации может расширяться в зависимости от сложившихся обстоятельств. Решение о постановке на учет принимается только после представления полного пакета документа.

Заявление на улучшение жилищных условий

Документ готовится в письменной форме в соответствии с инструкцией о порядке формирования и ведения учетных дел. Его образец можно найти в соответствующей организации.

В заявление вносятся сведения о:

  • Жилищных условиях на дату подачи документов;
  • Периоде проживания в объекте на дату регистрации;
  • Наличие льгот на первоочередное и внеочередное представление жилплощади.

Скачать заявление на улучшение жилищных условий (Образец.docx)

Обращение вместе с подготовленной документацией сдаются в соответствующий отдел муниципалитета. После передачи пакета документов назначается проверка квартиры, по итогам которой составляется акт исследования бытовых условий.

Документ является основанием для вынесения окончательного вердикта о внесении в очередь или об отказе, оформляемого постановлением соответствующей организации.

Это решение можно обжаловать в судебном порядке либо в Управлении департамента по жилищной политике.

Как проверять свою очередь?

Чтобы узнать номер своей очереди потребуется:

  • Подготовить заявку в жилищный отдел. Составляется она в 2 экземплярах: один передается в муниципалитет, второй возвращается обратившемуся лицу с отметкой о принятии;
  • Направить обращение средствами почтовой связи, заказным письмом с уведомлением. Ответ должен поступить в течение 30 рабочих дней;
  • Самому обратиться в органы самоуправления.

Каждый заявитель вправе поинтересоваться продвижением очереди. Кроме того, уточнить такие сведения можно на региональных порталах местной администрации. Для этого потребуется указать личные данные в форме запроса.

Правила продвижения очередности

После постановки в очередь, заявители должны сами отслеживать её движение. В различных субъектах федерации она продвигается по разному. При этом не установлено каких-либо разработанных принципов и это во многом зависит от уровня развития экономики каждого региона в отдельности.

В основном квартиры предоставляются тогда, когда появляются свободная жилплощадь. Фактически движение очередности идет очень медленно и занимает в среднем 10 — 20 лет.

Основания для исключения из списка очередников

В соответствии с положениями ЖК РФ, причинами для снятия с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилища являются:

  • Заявление о добровольном исключении из числа претендентов;
  • Рост среднемесячного дохода семейной пары;
  • Смена статуса малоимущего;
  • Перемена места жительства обратившихся за помощью лиц;
  • Выделение нуждающимся материальной поддержки из бюджета на приобретение или возведение жилого объекта;
  • Предоставление участка земли, отведенного для возведения жилого сооружения;
  • Заведомое представление ложной информации при оформлении. Например, справки о доходах или недостоверное количество лиц, живущих на одной жилплощади.

Исключение из очереди осуществляет муниципалитет по окончанию периода в 30 суток с момента обнаружения указанных причин.

Восстановление в очередности

Если сотрудники отдела сняли с учета заявителя, кому требуется улучшение жилищных условий без существенных причин, то гражданин вправе обратиться за защитой в суд.

Форма и содержание иска должны соответствовать требованиям гражданского процессуального законодательства РФ, составляться в письменной форме и содержать информацию о сути обращения, обстоятельствах дела и требованиях истца о его восстановлении в соответствующей очередности

После подачи заявления назначается время заседания. Если судья удовлетворит требования заявителя, то он будет восстановлен, иначе — нет. При получении отказа в удовлетворении требований истец вправе обжаловать его в вышестоящие судебные инстанции.

Как ускорить процедуру получения жилплощади?

Чтобы ускорить прохождение процесса, необходимо получить консультацию в Департаменте жилищной политике. Есть несколько вариантов решить проблему, это:

  • Участие в социальных программах по обеспечению малоимущих граждан, а также многодетных и молодых семей жильем;
  • Государственная помощь в проекте «Жилищный шаг», который создан с целью поддержки семей, которые при наличии низкого заработка не в состоянии оформить льготную ипотеку. С этой целью жилая недвижимость предоставляется в аренду по доступным ценам, что позволяет существенно ускорить процесс накопления стартового капитала для будущего приобретения жилого объекта;
  • Использование различных субсидий, предусмотренных социальными программами.

Но такую информацию можно получить лишь у специалистов соответствующего Департамента.

Особенности представления жилья в регионах

Во всех субъектах РФ производится обеспечение граждан социальными недвижимыми объектами, имеющимися в распоряжении жилого фонда. Но так как очередь движется очень медленно, то в некоторых местах разработаны дополнительные меры поддержки.

Так, например в городе Москва действует проект «Жилье», который предоставляет нуждающимся возможность:

  • Получения средств для строительства личного дома;
  • Приобрести квартиру в рассрочку с участием бюджетных денег, составляющих до 40% стоимости помещения;
  • Претендовать на субсидию при приобретении недвижимости;
  • Покупки квартиры увеличенной площади с финансированием за счет покупателя;
  • Получить средства за жилье, расположенное в здании, которое запланировано к сносу, для приобретения объекта в другом месте.
  • Помимо этого, в столице активно растет сфера строительства новых жилых объектов, квартиры которых выдаются по очередности, а также обновляется уже существующий жилфонд.
  • Новострой активно возводится и в Санкт-Петербурге, что дает возможность решать проблемы с жильем до 500 обратившихся в год, причем приоритет отдается семьям с большим количеством детей, обеспечивающихся первоочередно.
  • Жителям Московской области приходится ждать государственной помощи около 5-6 лет, поэтому ситуация гораздо проще, чем в самой столице.

В сибирском городе Омске запущен проект выдачи материальной поддержки молодым парам и сотрудникам бюджетных организаций, которым выдаются деньги для постройки собственного жилья. Также они могут оформить льготную ипотеку за счет представления жилищной федеральной субсидии.

Порядок постановки на учет граждан, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обладает несколькими особенностями. Он был создан для предоставления лицам, которые стоят на учете, жилья в зависимости от условий социального найма. осуществление данных действий производит орган местного самоуправления.

Замечание 1

Правом состоять на учете может обладать лишь человек, которого в соответствующем порядке признают в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Если человек получает право стоять на учете не по одному основанию (например, малоимущие граждане и граждане, включенные в категорию, которая определена ФЗ или законами субъекта РФ), то он имеет выбор и может быть принят к учету по единственному из них или по всем (52 статья ЖК РФ).

Особенности принятия на учет граждан

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилье производит орган местного самоуправления. Это происходит на основании заявлений, которые направили в орган граждане. Заявления о приеме на учет должно быть подано по месту жительства гражданина, которым признается место, где он преимущественно или постоянно проживает.

В нашей стране есть граждане, которые не имеют определенного места жительства.

По этой причине в ЖК РФ содержится отсылочная норма, в соответствии с которой в законодательно установленном порядке такие граждане могут подать заявление о принятии их на учет не по месту жительства.

Данное положение может распространяться на тех лиц, трудовая деятельность которых может быть связана с постоянными переездами.

Основание для установления места жительства заключается в формальном признаке, который представляет собой регистрацию гражданина по месту жительства. В качестве документа, который подтверждает адрес места жительства гражданина РФ, выступает паспорт или другой документ, который удостоверяет его личность.

Принятие на такой учет недееспособных граждан производится на основе заявлений, которые подают их законные представители. Вместе с заявлением нужно предоставить документы, которые подтверждают право определенного гражданина состоять на учете как лица, нуждающегося в жилом помещении.

Замечание 2

Гражданин, который подает заявление, должен получить расписку, подтверждающую получение данного заявления и документов, которые к нему приложены, включая их перечень и дату получения органом местного самоуправления.

52 статья ЖК РФ содержит положение о том, что решение о принятии на учет (об отказе в принятии на учет) должно выноситься в результате рассмотрения заявления и приложенных документов. Это производит орган местного самоуправления в срок 30 рабочих дней с момента предоставления документов.

Он же, не позднее чем через 3 рабочих дня с момента принятия решения о постановке на учет, должен выдать заявителю лично или направить по почте документ, который подтверждает принятие решения.

Учет граждан, которым необходимо жилое помещение, происходит в соответствии с законами соответствующего субъекта. Те лица, которые для получения права состоять на учете совершают намеренные действия, в ходе которых они признаются нуждающимися в жилье, принимаются как таковые не ранее чем через 5 лет с момента их совершения.

Сохранение права учета в качестве нуждающихся в жилом помещении происходит до момента получения гражданами жилого помещения (предусматривает договор социального найма) или до момента выявления оснований для снятия их с учета.

Законодательное регулирование постановки на учет

Сегодня учет граждан, которым необходимо улучшение жилищных условий, регулирует не только закон, но и подзаконные (включая ведомственные) акты. Они включают следующие документы:

  • Инструкция о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников центрального аппарата Госгортехнадзора государства и предоставления им жилых помещений № 195;
  • Инструкция № 169, рассматривающая порядок учета нуждающихся в улучшении жилья работников подразделений центрального аппарата и подразделений, которые непосредственно подчинены МВД РФ;

постановление Совета Министров РСФСР № 74, принятое в феврале 1990 года. В нем в качестве основания для признания лиц, которые вынужденно покинули свое место жительства по причине аварии на Чернобыльской АЭС и им нужно получить жилое помещение по договору социального найма, признается проживание их временно у своих родственников.

Опиши задание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *