Изъятие земель лесного фонда у дачников без денежной компенсации

Вопрос, связанный с переводом земель ЛФ в любую иную категорию, не связанную с ведением лесного хозяйства, либо изъятие земель лесного фонда регулируют нормы градостроительного, лесного и земельного законодательства. Но основное значение имеет не сама цель изменения категории, а то, о какой именно категории лесных земель идет речь.

Резервные и эксплуатационные лесные земли без проблем можно перевести в другую категорию. А вот настоящей проблемой может стать земля под защитными лесами, а тем более если на ней уже расположен чей-то земельный участок, даже приобретенный на вполне законных основаниях.

Основания перевода земель в другую категорию

Изъятие земель лесного фонда у дачников без денежной компенсации

Если рядом с населённым пунктом находится лесной массив, ситуация может стать конфликтной. С одной стороны, город вправе принять решение о своем расширении и даже передать земли под индивидуальную застройку, с другой – земли ЛФ находятся в ведомствах лесничеств, то есть под их юрисдикцией.

В итоге получается ситуация, когда с одной стороны земля выдана на основании законного распоряжения администрации муниципального образования, с другой – государство в лице Лесного Фонда вправе требовать возврата земель, которые изначально находились в федеральном ведении.

Исключить возможность предъявления требований со стороны ЛФ об изъятии ведомственных земель можно, соблюдая порядок их перевода из лесной категории. Он выполняется исключительно по правилам, прописанным положениями Постановления Правительства РФ № 48 от 28.01.2006 г., в котором установлен порядок подготовки и предоставления документов.

В него входят:

  • Ходатайство претендента.
  • Акт, а также план избранного для перевода участка (должна быть указана его кадастровая стоимость и местоположение на карте).
  • Решение органа гос. власти, обладающего соответствующими полномочиями.
  • Документ, подтверждающий отсутствие на выделяемом участке полезных ископаемых.
  • Выписка из ЕГРН на земельный участок.
  • Готовый проект перевода земли в нужную категорию из земли ЛФ.
  • Если была экспертиза, то ее результат.

Далее вся процедура предполагает несколько недель ожидания ответа по поданному ходатайству и пакету документов.

Изъять земли ЛФ и осуществлять на них какую-то деятельность, не предусмотренную Лесным кодексом России, можно, если соблюсти порядок перевода земель из этой категории в иную. Иначе придется отвечать согласно нормам административного, а иногда и уголовного законодательства.

Основания для перевода Лесных земель в иные категории устанавливает ст. 11 ФЗ от 21.12.2004 № 172-ФЗ. Согласно указанному правовому акту разрешено переводить в другую категорию участок земли в случае, если:

  • Организуется особо охраняемая природная территория.
  • Меняются либо устанавливаются новые границы города или иного поселения.
  • На землях ЛФ планируется разместить объекты гос. или муниципального значения (при отсутствии иных вариантов)
  • Создается туристическо-рекреационная зона.

Основой же конфликтных ситуаций в подавляющем большинстве становится не нарушение порядка и правил изъятия земель ЛФ или отсутствие оснований для изменения их целевого назначения, в том числе и нарушение установленного законом или нормативными актами правового режима земель ЛФ, а банальная несогласованность работы разных ведомств.

Кадастровые инженеры стабильно обновляют базу Росреестра, проводя кадастровые работы, а ЛФ не обновляет информацию уже с 2001 года. В итоге оказалось, что наличие споров об изъятии земель ЛФ и предъявлении претензий Лесным Фондом к гражданам, уже владеющим участками, исчисляется уже тысячами.

Состав лесного фонда

Изъятие земель лесного фонда у дачников без денежной компенсации

Действующее законодательство, а именно Лесной кодекс РФ, устанавливает, что к ЛФ относятся земли, не только прямо находящиеся в его ведении, а также различные защитные, резервные и эксплуатационные территории.

Любая земля, которая относится к этому фонду, может быть использована только в соответствии с её изначальным целевым назначением. То есть леса можно использовать только в целях рекреации, вырубки, добычи определённых ресурсов и так далее.

Ограниченность использования земель ЛФ и сложность их перевода в иные категории, в совокупности с отсутствием чётких границ и привели к возникновению ситуаций, когда изъятие производится у граждан, которые данные земли используют на вполне законных основаниях, после получения от муниципалитетов.

Кто виноват?

Найти орган, который будет виновен в возникновении конфликта не так просто, как кажется на первый взгляд. Это может быть:

  • администрация муниципального образования, из-за выдачи документов без согласования с Лесным Фондом;
  • ЛФ, так как вовремя не обновил границы лесных насаждений.

Существенно сократить количество проблемных ситуаций можно было бы, согласовав базы Росреестра и ЛФ, а также изменив систему выдачи таких земель.

Первое, что нужно сделать – обновить базы Лесного Фонда. Часто он имеет фактически устаревшую информацию. Где по его данным проходит лес, уже давно была проведена жилая застройка. Иногда наоборот, лесные дороги зарастают, а на картах фактически имеются.

Грубо говоря, ЛФ называет лесом любые земли, где имеется поросль фактически или по бумагам. И только получение актуальных сведений и их обновление поможет хотя бы частично решить проблему противоречий.

Судебная практика

ЛФ истребует у граждан участки только через суд. Использовать иной порядок он не может, поскольку законодательно ограничен в таких полномочиях. Однако до этого, скорее всего, гражданину будет направлено уведомление о том, что надел, который он занимает, располагается на землях Лесного Фонда.

Судебная практика по этому поводу продолжает формироваться. В большей части случаев суды встают на сторону граждан по следующим причинам:

  • участок используется для целей ведения хозяйства достаточно долго;
  • гражданин нёс бремя содержания, то есть платил налоги, ухаживал за землёй;
  • у лица имеется разрешение под застройку и иное использование, выданное администрацией муниципального образования.

Есть и иные решения. Суды могут встать и на сторону фонда. Всё зависит от конкретных обстоятельств, в том числе давности владения, наличия документов на участок, границ леса и так далее.

Что делать для защиты своих прав?

Ситуация очень спорная и никто не застрахован от претензий Лесного Фонда. Каждый гражданин, если его участок располагается недалеко от леса, однажды может получить подобное требование, по крайней мере до того момента, как вопрос не будет урегулирован на федеральном уровне.

При получении искового заявления рекомендуется:

  1. внимательно изучить требование и принять участие в судебном процессе. Игнорирование заседания увеличит шансы истца на удовлетворение его требований;
  2. подготовить документы, доказывающие законность приобретения участка. Чаще всего наделы выдавались администрацией города или иного населённого пункта;
  3. при необходимости нужно заказать экспертизу, например, чтобы определить точные границы участка;
  4. подготовить документацию о законности возводимых на участке строений.

Несмотря на то, что суды чаще встают на сторону граждан, практика остаётся непредсказуемой. Рекомендуется тщательно подготовиться к процессу, заранее собрать все необходимые документы и подготовить свидетелей.

Земли, которые ранее находились в ведении Лесного Фонда, часто передавались гражданам для ведения хозяйства и жилищной застройки.

Участки выделялись муниципальными властями, тогда как леса находятся в собственности федеральной власти. Это привело к возникновению противоречий и судебных споров.

Граждане, оказавшиеся в ситуации, когда их права на участки пытаются оспаривать, вынуждены защищать свою позицию в судах и доказывать законность приобретения.

Прочтите: Вступление в наследство на земельный участок

Росреестр объяснил, как воспользоваться "лесной амнистией"

До сих пор такое приятное соседство приносило дачникам только неприятности и головную боль. Недвижимость таких граждан либо не регистрировалась по причине нахождения в границах лесного фонда, либо даже при наличии зарегистрированных прав собственности находилась под угрозой — ее могли отнять.

Права многих граждан на землю и постройки, которыми они пользовались десятилетиями, были прекращены.

Решить эту проблему призван новый закон, который родился благодаря решению Конституционного суда.

Изъятие земель лесного фонда у дачников без денежной компенсации

ВС объяснил, можно ли убрать «посторонние» конструкции со своей земли

Высшая судебная инстанция страны запретила отнимать у людей сотки, граничащие с лесом. Так появился Закон N280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Он принят в защиту собственников, чьи личные участки пересекаются с лесными. Воспользоваться «лесной амнистией» пока смогли немногие. По данным Росреестра, массовое применение нового закона ожидается в наступившем году.

Этот закон, как заявили корреспонденту «РГ» в минэкономразвития, призван защитить граждан от изъятия их недвижимости по причине того, что земельный участок находился в лесу.

Примеров мучений собственников в попытках зарегистрировать свои сотки из-за близости леса можно найти практически в каждом регионе страны. В Росреестре рассказали всего о нескольких случаях.

Так в Иркутской области человек попросил поставить участок на кадастровый учет. Ему отказали. Причина — пересечение границ его земли и лесного участка.

Собственник попытался решить вопрос в суде, но его уговорили забрать заявление, потому как в регионе уже сложилась судебная практика и по аналогичным делам выносились только отказы.

Но человеку повезло — грамотные люди его попросили подождать, когда на федеральном уровне будет принят соответствующий закон. Как только вступил в силу закон о «лесной амнистии», участок поставили на кадастровый учет.

О сложных вопросах регистрации и оформления земли в рубрике «Юрконсультация» рассказывают эксперты «РГ».

А в Псковской области есть другие примеры, когда «лесная амнистия» начала работать. Граждане попросили поставить на кадастровый учет свои наделы, которые раньше просто не регистрировали.

Теперь одновременно с государственным кадастровым учетом местный орган регистрации прав внес изменения в описание местоположения и площади лесного участка, а также отправил уведомление в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Главное в «лесной амнистии» — это гарантированные права законных обладателей земельных участков

В этой области еще в трех случаях по результатам рассмотрения заявлений о кадастровом учете были обнаружены пересечения границ соток граждан с границами лесного участка. Поэтому одновременно с внесением изменения в сведения о границах участка принимались решение о государственном кадастровом учете в связи с изменением границ и площади лесного участка.

В Тюменской области тоже попросили поставить на кадастровый учет сотки «в связи с уточнением местоположения границ земельного участка». Право собственности у предыдущего хозяина появилось еще в 1995 году.

По местному документу — Правилам землепользования и застройки Тюмени, этот участок большей своей частью расположен в так называемой зоне «занятой городскими лесами, землями лесного фонда».

В этой зоне нет регламента для соток, которые выделили для садоводства и огородничества.

И в этом случае, рассматривая заявление, специалисты увидели пересечение границ участка с границами лесного участка. Поскольку участок был предоставлен гражданину для садоводства и огородничества до 08.08.2008, то по N280-ФЗ согласование местоположения границы с лесным участком не проводится. Так что в этом случае был применен новый закон и принято решение о кадастровом учете.

Похожая ситуация была и в Челябинской области. Там человек попросил об уточнении границ участка. И здесь увидели пересечение границ его надела и леса. Рассмотрение просьбы приостановили.

Читайте также:  Порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2020 года

Пока заявление лежало без движения, вступил в силу закон о лесной амнистии, предоставивший возможность гражданам, ставшим собственниками участков до 01.01.2016, установить границы своих соток, несмотря на имеющиеся пересечения с лесным участками.

Итог — государственный кадастровый учет был возобновлен и сведения о границах участка были внесены в ЕГРН.

Изъятие земель лесного фонда у дачников без денежной компенсации

ВС РФ разъяснил, как решать споры о праве прохода через чужой участок

В Минэкономразвития России напомнили, что при подготовке и рассмотрении закона о «лесной амнистии» шли весьма оживленные споры.

Далеко не все разделяли подход, заключающийся в приоритете сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) над сведениями Государственного лесного реестра (ГЛР).

Противники приоритета высказывали опасение, что как только наступит «лесная амнистия», граждане начнут массово незаконно присваивать лесные участки.

Но время показало, что боялись зря. Никакого уничтожения лесов из-за нового закона не наблюдается. Не подтвердились опасения и о том, что сразу после того, как «лесная амнистия» заработает, произойдет массовое расхищение и разбазаривание леса и будет происходить узаконивание неправомерных случаев завладения лесами.

На 1 декабря 2017 года по всей стране пока зафиксировано более 1,4 тысячи случаев применения «лесной амнистии». В минэкономразвития утверждают, что за сухой статистикой стоят сохраненные у граждан построенные жилые дома, сады и огороды, за которыми они ухаживали десятилетиями.

Ведь до недавнего времени огороды могли быть легко изъяты по «формальным основаниям». Слова, что такие основания являются именно «формальными», не случайны. Ведь именно так охарактеризовал само по себе нахождение земельных участков в лесном фонде Конституционный суд Российской Федерации, говоря о невозможности изъятия земли у граждан в связи с нахождением их соток в лесном фонде.

  • В своих определениях от 21 сентября 2017 года Конституционный суд высказался и поддержал норму, заключающуюся в том, что главное в таких ситуациях — это права законных правообладателей земельных участков.
  • Компетентно
  • Алексей Бутовецкий, директор Департамента недвижимости Минэкономразвития России

— Реализация положений закона об устранении противоречий также зависит от грамотной организации работы на местах и от информированности граждан о возможностях нового закона.

Положения закона прежде всего направлены на защиту прав добросовестных приобретателей объектов недвижимости, но в то же время предусматривают принципиально новые положения, направленные на защиту лесов, ранее не предусмотренные законодательством, что позволит исключить впредь возможность внесения в государственные реестры противоречащих сведений.

  1. Несомненно, такие меры призваны укрепить и гарантировать защиту права собственности.
  2. Справка «РГ»
  3. Росреестр разъяснил читателям «РГ» на реальном примере, как действовать садоводу, если отказ в постановке соток на кадастровый учет в прошлом уже был.

Гражданке принадлежит участок по договору купли-продажи от 2013 года. В декабре 2015 дама обращалась за проведением государственного кадастрового учета изменений границ принадлежащего ей участка.

В марте 2016 года органом регистрации прав ей было отказано в просьбе. Причина — участок находится в границах лесного фонда. А вот 20.10.

2017 границы этого участка были установлены на основании повторного заявления, после вступления в силу Закона N 280-ФЗ.

Что делать, если участок попал на земли лесного фонда?

Изъятие земель лесного фонда у дачников без денежной компенсации

Как узаконить землю, граничащую с лесом в Московской области.

Изъятие земель лесного фонда у дачников без денежной компенсации

В Центральное кадастровое бюро обратилась москвичка. Женщина владеет дачей, которая граничит с кромкой леса. Она хотела продать свои сотки, но из-за проблемного соседства суд признал собственность дачницы незаконной. Государство в любой момент может забрать землю назад и отдать лесному фонду.

Спорный статус?

Дачные сотки героини имеют спорный статус из-за общих границ с лесом.

В 90-х и 2000-х годах учет земли проводился в упрощенном порядке без точного межевания. Для согласования достаточно было иметь данные с лесоустроительной документации.

Такая ситуация привела к тому, что реальные территории лесхозов преувеличены в три раза! В искусственную площадь лесов входили дачи садоводов, военные части, поселения.

Собственники пытались отвоевать право на обжитые наделы в суде, но решения принимались в пользу лесного фонда.

Закон о лесной амнистии

В 2017 году Конституционным судом Российской Федерации принят закон о “лесной амнистии”.

Лесной амнистией называют законопроект, призванный прекратить споры о принадлежности граничащих земель между частниками и лесфондом.

Федеральный закон от 29 июля 2017 года N280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»(http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221238/) запретил отбирать площади, граничащие рядом с лесом.

Если кратко говорить о законопроекте, то его основой стал приоритет информации из Единого государственного реестра недвижимости над данными Государственного лесного реестра. Дачники облегченно вздохнули, теперь они могут признать право владением сотками.

Особенности закона о лесной амнистии

  1. На амнистию имеют право владельцы участков, собственность которых подтверждена до 1 января 2016 года.
  2. Принадлежность земли определяется в сведениях в ЕГРН.

Исключения:

  • Амнистия не распространяется на участки, расположенные в границах особо охраняемых территорий или территорий объектов культурного наследия.
  • Нельзя оформить в собственность землю специального назначения без зарегистрированной недвижимости.
  • Амнистируемая площадь не должны быть в составе земель сельхозназначения (это земли, вынесенные за пределы поселений и служащие для осуществления сельского хозяйства).
  1. После обращения собственника в Единый государственный реестр недвижимости вносятся изменения — вписываются новые территориальные границы всех участков.
  2. Сотки, полученные до 8 августа 2008 для садоводства или дачного хозяйства, считаются землями населенных пунктов. В этом случае не нужно переводить площадь из одной категории в другую.
  3. Если ранее надел был отнесен к определенной категории земель, то это решение станет приоритетным над другими сведениями, которые внесены в ЕГРН.
  4. Если вы собственник недвижимости, которая зарегистрирована на “лесной” земле до 1 января 2016 года, то имеете право на прилегающий к дому участок.
  5. Предыдущие судебные акты, по которым частники теряли собственность, могут быть обжалованы. Иск нужно подать в течение одного года со вступления в силу судебного решения.

Как оформить “лесную амнистию” в Московской области?

Специалисты отмечают, что если амнистия будет идти такими темпами, то продлится она не один десяток лет. При этом введены сроки для Московской области — заявления принимаются до 1 января 2023 года. Для того, чтобы ускорить процесс, в Комитете лесного хозяйства Московской области была создана рабочая группа, которая рассматривает эти вопросы.

1) Если вы решили самостоятельно решить вопрос перераспределения своего участка, то начните со сбора документов. Вам понадобятся:

  • Заявление
  • Выписка из ЕГРН
  • копии документов, устанавливающих право на собственность
  • Если участок относится к землям промышленности, нужна выписка из ЕГРН на объект недвижимости.

2) Теперь вам нужно подготовить межевой план участка. Для этого необходимо обратиться к кадастровому инженеру, который проведет межевание, составит межевой план и передаст его вам.

3)Далее следует обратиться в МФЦ или другой территориальный орган Росреестра.

И в заключении

“Лесную амнистию” ждали давно, но она пришла незаметно, и многие даже не знают о ее существовании. При этом она будет проходить еще пять лет. Это срок в несколько раз меньше того периода, который необходим для рассмотрения всех случаев. Поэтому времени на промедление нет. Если ваш случай похож на пример нашей героини, то рекомендуем оформить участки в собственность.

Обращайтесь в Центральное кадастровое бюро за бесплатной консультацией. Специалисты помогут разрешить вопросы, связанные с регистрацией земли, попавшей под «лесную амнистию»

Порядок изъятия земель лесного фонда

Время чтения 5 минут Спросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Изъятие земель лесного фонда – актуальнейшая проблема для тех землевладельцев, чьи участки расположены встык с землями лесного фонда. А, как показывает практика работы риелторских агентств, как раз такие участки пользуются особенным спросом, например, в Подмосковье.

Все дело в том, что сам фонд относится к федеральной собственности, но при этом немалая часть лесов до сих пор не имеет четко установленных, внесенных в Росреестр границ.

Возникает парадоксальная ситуация, когда дачный участок имеет установленные границы, зарегистрирован надлежащим образом, но Государственный лесной фонд настаивает на изъятии, поскольку территория была выделена без согласования и относится к землям лесников.

Почему так происходит?

Изъятие земель лесного фонда у дачников без денежной компенсации

Чтобы перевести защитный лес в другую категорию, необходимо создать охраняемую природную территорию. Но есть и другие пути, например, изменить границы населенного пункта, создать туристско-рекреационную зону, построить объект муниципального значения.

Чаще всего муниципалитеты пользовались именно расширением границ населенных пунктов. Под этой маркой земли отдавались под индивидуальное жилищное строительство. Принять такое решение вправе вовсе не Правительство от имени собственника, а сам муниципалитет. И такие решения принимались повсеместно.

Масштабы данной проблемы действительно пугающие. Речь, к сожалению, не идет об 1-2-х случаях на область или край.

Число участков может исчисляться десятками и сотнями, а подчас выясняется, что целые поселки оказываются построенными на землях лесничеств.

С одной стороны, государство в своем праве и может требовать возврата своей собственности, но с другой, граждане получают землю на основании решения местной администрации, так в чем же их вина?

Главная причина заключается в несогласованной работе ведомств. В последние годы в стране массово происходит постановка на кадастровый учет земельных участков.

В первую очередь эти мероприятия касаются тех, кто до сих пор владел землей на законных основаниях, но не озаботился постановкой ее на кадастровый учет, регистрацией права собственности и проведением межевания.

Землеустроительные работы, согласно действующему порядку, производятся кадастровыми инженерами, а после этого полученные данные поступают в Росреестр. Граждане выступают, как добросовестные приобретатели и владельцы.

Однако, в то же самое время, база данных лесного фонда не обновляется с 2001 года. Когда по инициативе федеральных властей, Государственный лесной фонд стал проводить «инвентаризацию» своих владений, выяснилось: множество участков перешли гражданам незаконным путем. В настоящее время число судебных исков по изъятию земель лесного фонда насчитывает несколько тысяч.

Как складывается судебная практика?

Изъятие земель лесного фонда у дачников без денежной компенсации

В Государственной Думе активно обсуждается новый законопроект «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», разработанный Минэкономразвития, и получивший название «лесная амнистия». Если он будет принят, то во всех случаях, когда границы земельных участков будут пересекаться с лесным фондом, поселок будет получать статус населенного пункта. Вполне вероятно, что после принятия закона, в отношении уже принятых судебных решений ситуация изменится на прямо противоположную. Владельцы получат шанс отменить решение об изъятии участка.

Читайте также:  Субсидии госслужащим на приобретение жилья

Президент поручил Правительству и депутатам Государственной Думы со всей серьезностью отнестись к рассмотрению законопроекта. Сейчас документ проходит правовую экспертизу и выставлен на общественное обсуждение. Каковы будут итоги его рассмотрения в Госдуме – покажет самое ближайшее будущее.

Какую помощь может оказать юрист?

Никто из владельцев земельных участков, расположенных поблизости от лесной зоны, либо граничащих с ней, не застрахован от того, чтобы получить иск. Игнорировать такую повестку не получится, так как даже в том случае, если собственник не явится в зал суда, решение будет принято без его участия.

Если вы получили повестку в суд, не стоит заранее опускать руки. Прежде всего, обратитесь за консультацией к опытному земельному юристу. Порядок его помощи будет следующим:

  1. В уполномоченной организации необходимо заказать экспертизу земельного участка. Это позволит определить: относится ли данная земля к лесному фонду.
  2. Если земля и в самом деле спорная, но собственник на ней ничего построить не успел, то существует законный путь вернуть за нее деньги.
  3. Если же на земле есть строения, то решать спор придется в суде. Помощь юриста повысит шансы получить решение в свою пользу.

Напоминаем, что решение суда первой инстанции не является окончательным. У граждан есть все возможности для подачи апелляционной жалобы в вышестоящую судебную инстанцию. Однако, и в этом случае необходима самая тщательная подготовка аргументированных возражений на решение суда, а также к самому апелляционному процессу. Без юриста сделать это крайне сложно.

Госдума легализовала дачи на землях лесного фонда :: Жилье :: РБК Недвижимость

Нижняя палата российского парламента приняла закон о «лесной амнистии» — он легализует дачные участки, находящиеся на землях лесного фонда

Изъятие земель лесного фонда у дачников без денежной компенсации

Alexei Gyngazov / Russian Look

В пятницу, 21 июля, Госдума приняла закон о «лесной амнистии», который позволит легализовать дачные участки, находящиеся на землях лесного фонда. Также документ поможет облегчить отнесение лесных поселков к категории населенных пунктов, сообщает «Российская газета».

Теперь в Государственном лесном реестре и Едином государственном реестре недвижимости не будет взаимоисключающих сведений, поясняет издание.

В части определения принадлежности земельного участка к конкретной категории устанавливается приоритет ЕГРН, если права на земельный участок возникли у владельца до 1 января 2016 года, пишет газета.

Это гарантирует собственникам участков, зарегистрированных в ЕГРН, сохранить свои права на землю, говорится в статье.

Согласно документу, при включении лесов в состав населенных пунктов им придадут статус городских, что спасет их от вырубок с последующей застройкой, пишет «РГ». Также закон запрещает передачу участков, расположенных в нацпарках, в частные руки, уточняет издание.

Из-под действия закона выведены участки, находящиеся в границах особо охраняемых природных территорий и территорий объектов культурного наследия, говорится в статье. Парламентские слушания о реализации закона пройдут в октябре этого года, поясняется в заметке.

Официальные органы приводят разную статистику по количеству дачных участков, которые пересекаются с землями лесного фонда. Так, по данным Рослесхоза, подобных примеров насчитывается 263 тыс. по всей стране, по оценке Росреестра — 377 тыс.

Больше всего таких территорий в Московской, Ленинградской, Новосибирской, Иркутской областях, Краснодарском крае.

К появлению спорных участков привела многолетняя практика предоставления земель в пользование без проведения кадастрового учета, а также создание еще в советское время садоводческих товариществ по решению местных органов самоуправления.

Ранее в России была проведена «дачная амнистия», которая действует до 1 марта 2018 года.

Так называют вступивший 1 сентября 2006 года в силу Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества».

Он позволяет россиянам оформить право собственности на дачный участок в упрощенном порядке. Для этого нужно обратиться в территориальное отделение Росреестра и предоставить кадастровый план или паспорт участка и любой документ, подтверждающий факт получения земли или дома. 

Изъятие земельного участка у собственника в СНТ

Изъятие земель лесного фонда у дачников без денежной компенсации

Собственники земельных участков в СНТ нередко задаются вопросом о том, возможно ли изъятие принадлежащих им объектов, которыми в силу определенных обстоятельств они не пользуются либо не производят оплату необходимых взносов. Чтобы получить ответ, следует более подробно изучить такие ситуации.

Могут ли изъять земельный участок в СНТ, находящийся в собственности

Под садоводческим товариществом понимается некоммерческая организация, участниками которой являются граждане, объединившиеся в добровольном порядке для взаимодействия по вопросам садоразведения и содержания огородов.

СНТ не предусматривает извлечение какого-либо дохода от его функционирования, кроме того, который поступает от садоводческой деятельности. Товариществами разрабатываются и принимаются собственные уставы, согласно которым они действуют.

Законодатель обязывает к оплате налога, который рассчитывается с учетом общей площади СНТ, не включая имущество, являющееся личной собственностью конкретного участника товарищества.

Мероприятия по снабжению электроэнергией, газом, установке водопроводов, телефонов и прочих коммуникаций, происходят только на добровольной основе.

 Угроза лишения товариществом участка является всего лишь способом запугивания, когда на самом деле причин для этого не имеется.

Конфискация частного землевладения со стороны товарищества невозможна. Действующим законодательством установлены ситуации для изъятия, и они могут возникнуть лишь при наличии вины лица в отношении процесса землепользования.

Конфисковать надел у его владельца можно на основании закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Это допускается при нецелевом использовании участка, к примеру, на земле, отведенной под садоводство или огородничество, лицо ведет строительство различных объектов, или сбрасывает на территории надела строительные, бытовые, и другие отходы, нанося своими действиями урон соседним землевладениям.

Также поводом для конфискации может служить факт отчуждения надела органами местной администрации (правление СНТ на это не правомочно) в общественных интересах.

Невнесение предусмотренных денежных сумм по оплате различных взносов и благоустройства территорий не может стать причиной для лишения лица права на земельный участок. В компетенцию Общего собрания СНТ и избранного им правления такие действия не входят.

Правление СНТ при неуплате взносов может лишь фактически изолировать землевладение, а это приведет к возникновению материальных проблем во время установки коммуникаций. Такое положение весьма неудобно, так как правление этим озабочено не будет, а получить деньги в сумме, больше положенной для него, будет в его интересах.

Возможно ли изъятие у безответственного хозяина надела в СНТ, который не эксплуатируется в течение нескольких лет, и последующая передача его другому лицу?

Забрать землевладение, которое не используется просто по воле Правления товарищества или владельцев соседних земель и отдать, либо осуществить продажу его другому гражданину однозначно невозможно. Земельным кодексом РФ и другим законодательством о садовых некоммерческих товариществах этого не предусмотрено, поэтому указанные действия противозаконны.

Любые товарищества и находящиеся в них наделы являются собственностью государства или муниципалитета и контролирует их местная администрация, которая устанавливает оценку сотки земель, конфискованных и выставленных на торги.

Именно главой местной администрации выносится решение о разрешении выставить участок на аукцион.

Когда землевладение фактически заброшено, а его владельцы отсутствуют в течение нескольких лет, накапливаются долги по членским взносам, оплате электроэнергии, водоснабжения, различных сборов и тому подобное. При этом некоторые договоры аренды земли предусматривают определенные условия по эксплуатации объекта.

Например, в документах может быть оговорена обязанность лица в течение определенного времени построить на участке объект недвижимости или содержать обозначенное количество плодовых культур и так далее.

В таком случае Председателем Правления созывается собрание, на котором участники СНТ извещаются о том, что брошенные наделы на законном основании подлежат выставлению на аукцион либо торги, в соответствии с правилами о принудительном прекращении землепользования, предусмотренными статьей 38.1 Земельного кодекса РФ.

Законодатель предусматривает несколько оснований для изъятия имущества.

Они состоят в следующем:

  • отчуждение для государственных и муниципальных нужд. Это может быть:
    • необходимость исполнения обязательств, по заключенному Российской Федерацией международному договору;
    • постройка либо произведение реконструкции объектов, несущих федеральное, региональное и местное значение;
    • исполнение определенных работ для пользования недрами земли;
    • прочие виды деятельности, предусмотренные российскими правовыми актами;
  • использование земельного участка происходит не в соответствии с его назначением, либо объект вообще не эксплуатируется;
  • совершение действий, противоречащих положениям земельного законодательства;
  • чрезвычайные обстоятельства, для устранения которых необходим конкретный надел земли;
  • совершение землевладельцем преступления.

Полномочиями по вынесению Постановления об изъятии землевладения для муниципальных нужд путем выкупа наделяются уполномоченные органы исполнительной власти каждого конкретного субъекта Российской Федерации. После изъятия надела у собственника, его права сразу же утрачиваются, а если имущество находилось в аренде – это приводит к расторжению соответствующего договора.

Землевладелец при этом оформляет с органами государственной власти специальное соглашение об изъятии. Проект договора разрабатывается указанными органами.

Текст соглашения обязательно должен отражать такие моменты:

  • денежная сумма, подлежащая уплате за конфискацию участка;
  • срок, в течение которого изъятие участка будет произведено;
  • данные принятого решения о конфискации надела;
  • уникальный номер по кадастру, присвоенный изымаемой земле.

Соглашение об изъятии может предусматривать предоставление бывшему землевладельцу равноценного участка, исходя из его цены.

Если землевладелец не согласен на произведение изъятия земли и не соблюдает предписаний о конфискации, вынесенных государственным органом, последний правомочен в принудительном порядке забрать надел или обратиться за разрешением спора в судебную инстанцию, которая установит сумму возмещения и сроки изъятия участка у гражданина.

В соответствии с пунктом 4 статьи 281 Гражданского кодекса РФ, реквизиция в принудительном порядке допускается лишь при определении и выплате денежной суммы, предполагающей равнозначное возмещение. Расчет выплаты производится путем суммирования рыночной оценки объекта и понесенных гражданином убытков (с обязательным учетом упущенной собственником земли выгоды).

Право собственности на земельный надел может быть утрачено лицом при выкупе участка, обусловленного государственными либо муниципальными нуждами.  Исходя из того, на какие конкретно нужды предназначается данное имущество, его выкупает государство, его субъекты, либо муниципальные образования.

Процедура определения оценки землевладения для государственных нужд осуществляется квалифицированными оценщиками, а не самим землевладельцем. Сам процесс проведения оценки законодательно не урегулирован, в силу чего лицо лишается возможности возмещения разумной рыночной стоимости за принадлежащую недвижимость.

Изъятие земли, необходимое для удовлетворения нужд государства и муниципалитета, происходит не только в России. При этом процедура конфискации кардинально отличается от той, которая предусмотрена в нашей стране, и производится отличным способом. К примеру, землевладелец в иностранном государстве вправе самостоятельно установить и подтвердить рыночную оценку надела.

В нашей стране оценка участков производится исключительно оценочными компаниями. Поэтому для того, чтобы не понести потери при изъятии землевладения, и четко понимать суть и последствия мероприятий по реквизиции, внимательно ознакомьтесь с указанной темой, так как это может произойти с любым собственником земли.

Читайте также:  Расписка об отсутствии претензий: образец, бланк, скачать

Как действовать, если з/у имеет наложение на земли лесного фонда? — Правовед.RU

940 юристов сейчас на сайте

Добрый вечер)

Мама член СНТ с 2000г и за ней закреплен ЗУ. Решили оформить право собственности, подали заявление на «Предварительное согласование ЗУ, гос. собственность на которые не разграничена».

  • Пришел отказ с причиной, что ЗУ имеет наложение на земли лесного фонда (гослесфонд 4,89 и сельские леса 3,14).
  • Вокруг нас полно других участков, которые уже в собственности, мы не где-то на границе с лесом.
  • Теряемся, как действовать дальше

Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос

Ответы юристов (1)

В Вашем случае следует обратиться к Федеральному закону от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Данный Закон  предусмотрел, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости. Данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 г. Кроме того, земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 г.:

1) предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка; 2) предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка; 3) предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.

Необходимо собрать документы и обратиться в суд с иском.

Возмещение за изымаемый земельный участок

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Возмещение за изымаемый земельный участок

При выборе компенсации в натуре собственнику земельного участка, который подлежит изъятию, выделяется аналогичный по характеристикам участок.

Содержание

В гражданском и земельном законодательствах предусмотрены ситуации, когда у собственника изымается земля для реализации государственных или муниципальных нужд. При этом далеко не всегда происходит это на безвозмездной основе или в качестве наказания.

Так, если собственник – добросовестный и исполнительный, но его земельный участок требуется для государственных/муниципальных нужд, то в случае изъятия собственнику положена определенная компенсация.

Основания, по которым изымают землю у собственника

Статья 279 Гражданского кодекса РФ предусматривает изъятие земли у собственника. При этом порядок, условия и подробно описанные основания прописаны в земельном законодательстве. К последним относятся:

  • международные договоры;
  • строительство/реконструкция тех объектов, которые относятся к федеральным или особо значимым для государства;
  • любые другие основания, предусмотренные законодательством.

В свою очередь к объектам государственного значения относятся:

  • энергетические объекты;
  • объекты атомной и иной энергетики;
  • дорожное полотно, автомобильные дороги и прилегающая к ним территория;
  • объекты космической деятельности;
  • объекты коммуникаций местного или федерального значения.

Таким образом, если земельный участок требуется для реализации государственных и муниципальных нужд по описанным выше основаниям, то собственник будет его лишен, однако ему положена компенсация в натуре или в денежном эквиваленте.

Последствия изъятия участка для нужд государства или муниципалитета. Определение стоимости земли

Прежде всего, собственник лишается права на собственность данным участком, он не просто перестает им владеть, но и в документы о собственности, которые хранятся в управлении Росреестра, вносятся соответствующие отметки.

После того как у собственника изымают участок, ему предоставляется компенсация в виде земельного участка, аналогичного по размеру, стоимости и фонду, или в виде денежной суммы. При этом для того чтобы получить компенсацию в денежном эквиваленте, требуется правильно оценить стоимость участка, а несамостоятельно устанавливать сумму.

Согласно статье 281 Гражданского кодекса РФ для определения стоимости земли, которая подлежит изъятию у собственника, учитываются несколько факторов:

  • рыночная стоимость земли;
  • кадастровая стоимость земли;
  • стоимость оформления документов по снятию с регистрационного учета и постановки на учет;
  • компенсация по выгоде, которая могла бы быть получена собственником земли с использования участка;
  • убытки, которые понес собственник при изъятии участка.

Для того чтобы максимально защитить свои права, собственник земельного участка имеет право привлечь к оценке своего имущества независимую организацию, результаты оценки которой можно предоставить в суд, если изъятие земли происходит в судебном порядке, или в уполномоченные органы, с которыми составляется соглашение о передаче прав собственности на конкретный участок.

Примечательно, что если на участке располагаются объекты недвижимого имущества (здания, строения, сооружения и иные постройки, которые использовались собственником), то в расчет компенсации включается и стоимость этих объектов.

Под возмещением понимается также и предоставление аналогичного по характеристикам земельных участков собственнику.

То есть муниципалитет или представители государственных органов власти могут предложить собственнику обмен с так называемой доплатой.

Один участок земли меняется на другой, а в качестве доплаты выступают средства, которые требуются для оформления соответствующей документации по регистрации участка.

Как осуществляется возмещение по соглашению сторон и через суд

Если собственник земельного участка выражает свое согласие на изъятие земельного участка, то совместно с уполномоченными органами составляет соглашение-договор в письменной форме, где прописывается не только согласие лица на передачу прав собственности на участок государству или муниципалитету, но и другие обстоятельства, в частности, то, как именно будет производиться возмещение, в какой форме, в каком количестве, в какой срок.

Так, по соглашению сторон возмещение может быть осуществлено в денежном эквиваленте, размер которого прописывается отдельной строкой, в течение, например, одного года. В этот срок муниципалитет или государство обязаны возместить собственнику понесенные убытки и неудобства, с которыми ему пришлось столкнуться при изъятии участка из собственности.

В случаях когда собственник категорически против изъятия у него участка для реализации государственных или муниципальных нужд, против него может быть выдвинут иск в суд со стороны муниципалитета или того органа власти, которому подведомственен участок.

В ходе судебного разбирательства при вынесении решения в пользу изъятия суд обязан учитывать и вопрос по возмещению компенсации собственнику.

При этом, так же как и при согласии сторон, учитывается полностью вся сумма: и земли, и находящихся на ней объектов, и компенсация убытков, и потерянная выгода. Самостоятельно ни муниципалитет, ни собственник сумму установить не могут, поскольку это противоречит действующему законодательству.

Компенсация в натуральном виде: земля в обмен на землю

При выборе компенсации в натуре собственнику земельного участка, который подлежит изъятию, выделяется аналогичный по характеристикам участок. Если же подходящего участка на балансе государства или муниципалитета нет, то собственнику может быть предложен участок, уступающий по своим характеристикам, но с доплатой.

Доплата возмещается тем собственникам, у которых на изымаемой земле находятся постройки, а на предлагаемом в обмен нет ничего, кроме земли, или обмен недвижимости выходит неравноценным, например, в случаях когда собственнику земли с двухэтажным кирпичным домом предлагается участок с деревянной одноэтажной постройкой.

После независимой экспертизы разница в средствах подлежит выплате в денежном эквиваленте собственнику изымаемого земельного участка.

Последний вправе согласиться с компенсацией или же оспорить ее в судебном порядке.

Как показывает практика по вопросам земельных правоотношений редко суд учитывает мнение собственника, если изымаемый участок действительно необходим для реализации государственных и муниципальных нужд.

В этом случае за основу берутся только официальные документы, которые подтверждают правомерность действий и законность возмещения со стороны представителей государственных или муниципальных органов власти.

Особенности принудительного изъятия земли

К некоторым особенностям изъятия земли у собственника в принудительном порядке относят оценку правомерности действий самого собственника. Так, если в ходе изъятия земельного участка, будет выяснено, что он использовался с нарушением норм действующего земельного законодательства, то он может быть изъят на безвозмездной основе.

В случаях если нарушения носят незначительный характер, то размер возмещения может быть несколько уменьшен или же собственнику придется возместить ущерб, причиненный им земле.

Другой особенностью является тот факт, что независимую оценку участка и всего, что на нем расположено, оплачивает тот уполномоченный орган, который выступил инициатором изъятия, а несобственник, даже если последний заказал эту экспертизу самостоятельно. Потраченные средства ему возмещаются со стороны уполномоченного органа власти.

Уполномоченным органом определяется управляющая компания, которая осуществляет все работы: кадастровую оценку, реальную рыночную стоимость, переговоры с собственником, составление соглашения или подготовку иска в судебный орган.

Собственник со своей стороны имеет право защищать свое право собственности всеми законными способами, настаивать на осуществлении его права собственности и соблюдения норм Конституции РФ, по которой никто не может лишить права собственности, не имея на то достаточных оснований. Если собственник докажет в суде, что его земельный участок не подходит для тех нужд, под которые его хочет реализовать государство, то решение об изъятии может сложиться в его пользу и право собственности останется за ним.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *